Тайны и легенды Оперы Гарнье в Париже
Рассказ о парижской Гранд Опера был бы неполным, не скажи мы о легендах этого здания, с которым еще до открытия стали связывать множество историй и тайн. Не случайно именно здесь журналист и писатель Гастон Леру поселил героя своего мистического романа «Призрак оперы», обретшего мировую славу благодаря одноименному мюзиклу.
Призрак, если верить автору романа, был талантливым молодым человеком с ужасным изуродованным лицом. Он участвовал в строительстве дворца Гарнье (то есть здания Гранд Опера) и поселился в подземельях этого огромного сооружения. Но однажды отшельник влюбился в молодую певицу, и любовный треугольник с их участием лег в основу романа, действие которого разворачивается в самых колоритных местах Оперы – от крыши до подземного озера.
С озера и начнем. Водоем под зданием действительно есть, хотя точнее было бы его назвать большим резервуаром для подземных вод. Когда император Наполеон III повелел выстроить Дворец Оперы, дабы продемонстрировать силу и богатство Франции, а также просвещенный характер собственного правления, барон Осман, управлявший в ту пору Парижем и прорубивший в хаотично застроенных кварталах с кривыми улочками широкие и прямые бульвары, взял план города и на нем указал место под строительство, отведя под эти цели целый квартал. Место было выбрано удачно, если смотреть именно на план, не вдаваясь в геодезические подробности. Но это был именно тот случай, когда гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Точнее, не подумали о подземных водах, которые довольно интенсивно протекают в этих местах по направлению к Сене.
Молодой архитектор Шарль Гарнье, который сделал себе имя и состояние именно этим заказом, по понятным причинам предпочел не спорить с сильными мира сего, а предложить оригинальное инженерное решение, сконструировав своеобразную систему выцеживания подземных вод и сбора их в резервуар. Это хранилище воды оказалось весьма полезным с практической точки зрения, поскольку служебные помещения уходят под здание Оперы вглубь не менее, чем на 60 метров, и многие комнаты используются как склады, что при хорошей тяге создает высокую опасность возгорания. И если даже сегодня далеко не в каждом закоулке подземелий можно увидеть водопровод и огнетушитель, то в 1875 году, когда открылась Гранд Опера, с доставкой воды под землю было совсем плохо. Поэтому резервуар стал основой противопожарной системы уровней от минус 1 и ниже.
Правда, проплыть по поверхности подземных вод на лодке, увозя возлюбленную, как это сделал Призрак, не получится, поскольку потолок у резервуара низкий, да и уровень воды подходит практически к самому потолку, поскольку даже нынешнее руководство Оперы предпочитает перестраховаться и держать максимальный запас воды.
Острова посредине озера, на котором жил Призрак оперы, конечно же, нет. Но жители здесь все же есть. В резервуаре длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра живут сомы, которых кормят служащие. Рыбы нужны для того, чтобы поглощать микроорганизмы, которые в противном случае размножатся, создавая неприятные запахи и колонизируя поверхность, что может создать проблемы и для других помещений.
А еще к числу постоянных обитателей Оперы можно отнести пчел. Да-да, самых настоящих пчел, которые живут в ульях, установленных на крыше грандиозного здания. На той самой крыше, где разворачивалась одна из самых драматических сцен романа и мюзикла. Еще в 1982 году декоратор Жан Поктон с согласия руководства разместил на крыше несколько ульев и стал продавать в сувенирную лавку баночки меда, которые он сдает по 4 евро, а туристы покупают уже на 10 евро дороже.
Вначале это рассматривалось как чудачество, но в 2000 году власти Парижа взяли с Поктона пример и начал реализацию программы содействия естественному опылению растений города. Для этой цели на крышах еще нескольких зданий были установлены десятки ульев, а целью является присутствие в городе, где так много цветущих деревьев, «муниципальных пчел» (так их окрестили любящие шутить парижские журналисты), которые опыляли бы растительность, но не мешали парижанам и туристам. А этот эффект достигается именно тем, что пчелы, живущие на крышах, быстро привыкают непосредственно с цветущих деревьев коротким путем подниматься к своим ульям, практически «забывая» о существовании тротуаров и даже уличных кафе с мороженым и сладостями.
Что же до Призрака, то руководство Парижской оперы активно и весьма успешно эксплуатирует этот бренд. Маски, магнитики, фигурки Призрака, футболки и кружки с изображением этого персонажа можно купить в сувенирной лавке. В музыкальном киоске диски с записью мюзикла соседствуют с записями лучших постановок и выдающихся вокалистов. Больше того, ложа №5, в которой любил бывать Призрак, называется теперь Loge du Fantom de l’Opera, о чем свидетельствует специальная табличка, а через круглое стекло в двери этой ложи выглядывает человек в узнаваемой маске. Впрочем, внутри это самая обычная ложа, и в нее тоже продаются билеты.
Один комментарий