Дворец по официальному статусу, и акустика — одна из самых лучших в мире.
Серию рассказов о знаменитых оперных театрах мира мы начинаем с легендарной Парижской оперы, известной также под названиями Гранд Опера (Большая опера) и Опера Гарнье. Это громадное здание, в котором помимо главного оперного зала есть репетиционные и разминочные помещения, роскошные фойе, больше напоминающие галереи дворцов, блещущая роскошью парадная лестница, специально спроектированная оперная библиотека и много других фойе, галерей, коридоров и комнат. Но помимо них есть еще многочисленные складские помещения, технические пространства для декораций и технических приспособлений, огромные чердаки и самые загадочные оперные подземелья, в которых, как гласят городские легенды, кипит совершенно иная жизнь. Не случайно именно здесь писатель Гастон Леру поселил главного героя готического романа «Призрак Оперы».
Весь этот уникальный комплекс, который по официальному статусу является дворцом и называется по имени создавшего его архитектора Гарнье, был выстроен за каких-то 15 лет в период, начиная с 1860 года, причем строительство велось едва ли половину времени, поскольку прерывалось из-за войны 1870 года, падения империи, Парижской коммуны и ее разгрома. Здание закончили строить 30 декабря 1874 года, а открытие состоялось 5 января 1875-го, хотя уже после этого продолжилась достройка некоторых помещений. Общая сумма расходов на строительство составила 36 миллионов франков золотом, а это по тем временам цена строительства едва ли не целой улицы.
Одна из главных достопримечательностей Гранд Опера – парадная лестница и центральный вестибюль. Он выложен мрамором нескольких цветов, что создает эффектную игру светлых и темных участков, визуально увеличивая и без того огромное пространство. Лестница внизу однопролетная широкая, а выше двухпролетная выводит на парадную колоннаду, которая считается одним из высших мировых достижений в деле демонстрации роскоши средствами архитектуры. У подножия лестницы установлены два больших бронзовых торшера в виде женских фигур, держащих букеты огней.
В антрактах публика прогуливается по нескольким фойе, стилизованным под залы и галереи шикарных дворцов. Большое фойе, созданное самим архитектором Шарлем Гарнье, неотличимо от парадных залов королевских дворцов, а в отделке его использованы красивые минералы, дорогие породы деревьев, металлы и сплавы разного цвета, многочисленные свечи (теперь уже электрические лампочки в форме свечей), а также зеркала, которые вместе с отшлифованными полами и иными блестящими элементами декора еще сильнее увеличивают пространство. Потолок расписан Полем Бодри, изобразившем сюжеты музыкальной истории так, будто это античные мифы. Из центральных окон Большого фойе открывается вид уходящего к Лувру Оперного проспекта.
Но, конечно, сердце Оперы – это главный зал, вмещающий 1 900 кресел, отделанных красным бархатом. Зал спроектирован в итальянском стиле, в виде подковы, и помимо партера здесь есть ложи в несколько ярусов. Акустика считается одной из лучших в мире. Она позволяет солистам и оркестрантам работать со звуком от самого тихого, который все равно будет слышен даже в верхних ярусах, до громкого, который будет восприниматься слушателями адекватно, то есть будут легко различимы как высота звука, так и слова арий. Зал практически квадратный, 31 метра в длину и 32 метров в ширину, а высота его составляет 21 метр.
Высота пространства над сценой 15 метров, при этом под сценой целых 45 метров полезных помещений, и в каждое есть доступ бригаде обслуживания сцены. Вы еще сомневаетесь, что здесь может жить тот самый Призрак Оперы?
Предельная глубина сцены 27 метров, хотя специальный железный занавес отсекает первые 15 метров, и обычно зрители видят именно эту часть сцены. Кстати, за сценой расположено не менее знаменитое танцевальное фойе, которое поначалу предназначалось для разминок балетной труппы, причем прямо с разминки солисты и статисты могли попасть на сцену. Однако это фойе, куда кроме балерин пускали и избранную публику, быстро стало своего рода салоном для клуба власть имущих и богатых и знаменитых парижан. Здесь они выражали симпатии балеринам, нередко завязывая с танцовщицами особые отношения. Но здесь же сильные мира сего общались друг с другом вне официального формата, что превратило танцевальное фойе в серьезный центр политического и делового влияния. При этом, конечно, легендой для внешнего мира служили увлечения балеринами. Кстати, именно эту золотую жилу нащупал художник-импрессионист Эдгар Дега, который, конечно, любовался грацией танцовщиц, но писал свои знаменитые картины и этюды вовсе не для выставок, а на продажу посетителям танцевального фойе. Кстати, и оформлено это помещение портретами выдающихся солисток балета XVII – середины XIX века, правда, это не импрессионистские голубые танцовщицы Дега, а помпезные полотна с изображениями балерин на позолоченном фоне.
По центру потолка главного зала расположена огромная хрустальная люстра весом 8 тонн. Именно эта люстра падает в одной из ключевых сцен романа Гастона Леру «Призрак оперы». Но она и на самом деле падала, причем до написания романа, а именно 20 мая 1896 года. В тот вечер оборвался шнур одного из противовесов люстры, и главные беды принесло не падение самой люстры в партер, а падение противовеса массой в 700 кг. Противовес пробил насквозь пятый ярус и обрушился на головы зрителей четвертого яруса. Были жертвы, а легенд о мстительном Призраке стало еще больше.
Еще одна достопримечательность Гранд Опера появилась достаточно недавно. На потолке (по форме воспроизводящем внутреннюю поверхность купола) вокруг люстры появился расписной плафон, то есть огромный холст, изображение на который нанесено масляными красками. Эта роспись появилась только в 1964 году, и выполнена она не французом, а уроженцем Витебска, эмигрантом Марком Шагалом. Когда в 1963-м тогдашний министр культуры Франции Андре Мальро, отличавшийся смелыми взглядами и умевшем принимать нестандартные решения, сделал заказ 77-летнему Шагалу, он оказался под огнем критики. Одним не нравилось, что столь ответственное дело поручено не французу, другие выражали недовольство тем, что потолок исторического помещения будет расписывать художник-авангардист. Однако сегодня творение Шагала признается настоящим шедевром.
Площадь этого холста составляет 220 квадратных метров, а на его создание ушло около 200 кг красок. Весь плафон разделен на пять секторов по цветам, причем на каждом – образы знаменитых опер и балетов, среди которых не только французские, но и русские, что неудивительно.
Белый сектор – опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелисента».
Синий сектор – «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и «Волшебная флейта» Вольфганга-Амадея Моцарта.
Желтый сектор – Петр Ильич Чайковский, «Лебединое озеро», а также Шарль Адан, «Жизель».
Красный сектор – «Жар-Птица» Игоря Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля.
Зеленый сектор – «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза плюс «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.
Кроме того, в центральном круге, непосредственно вокруг люстры Марк Шагал расположил образы из оперы Бизе «Кармен», а также из опер Бетховена, Верди и Глюка.
В росписи плафона можно увидеть и архитектурные символы Парижа: Триумфальную арку, Эйфелеву башню, Бурбонский дворец и саму Оперу Гарнье.
Роспись плафона оказалась настолько удачной и быстро стала такой популярной, что сегодня ее можно увидеть не только на магнитиках и других сувенирах, но и, к примеру, на часах коллекции Metiers d’Art — Chagall & L’Opera de Paris, которую в 2010 году представил старейший часовой дом Vacheron Constantin.
Один комментарий