Совершенно особенные объекты, притягивающие романтикой и завораживающие красотой
Вообще-то одним из чудес света был назван вполне конкретный маяк – Александрийский (по названию ближайшего крупного города), построенный в III веке до нашей эры на острове Фарос и потому называемый часто еще и Фаросским. Порт здесь основал сам Александр Македонский, а маяк, сочетавший в себе здание и башню, построили при Птолемее II.
Но и сегодня маяки можно причислить к чудесам света, поскольку это совершенно особенные объекты, притягивающие романтикой и завораживающие красотой. Маяки могут стоять непосредственно на берегу, часто на мысе или на возвышенности, либо на одном из ближайших к берегу небольших островов. Каждому понятно, что маяк должен быть виден издалека днем и ночью в любую погоду, чтобы мореходы могли сориентироваться, к какой именно части берега вывел их курс и как его надо скорректировать, чтобы прийти точно в порт назначения, не напоровшись на прибрежные скалы. И даже сегодня, когда капитаны больших кораблей и маленьких суденышек ориентируются посредством точных спутниковых систем навигации и используют навигаторы гораздо более точные, чем у автолюбителей, роль маяков остается крайне важной, поскольку именно на них зачастую и расположены приборы, к которым привязана навигационная сетка. Хотя и визуальные сигналы многим нужны и привычны.
Самыми красивыми и романтичными остаются островные маяки. Вряд ли кого-то оставят равнодушным фотографии, на которых огромные волны разбиваются об одинокий маяк, почти накрывая его. Но для чего же ставили маяки не на берегу, а в море, и почему нельзя сделать их более высокими, чтобы защитить находящихся на них людей от бушующей стихии?
Дело в том, что островные маяки – это, как правило, так называемые створные ориентиры. На берегу ставится высокий маяк, который обычно возводят на возвышенности, а на ближайшем острове строят маяк пониже. И если капитану удается повести судно так, чтобы ближний к нему маяк (островной, низкий) был точно перед дальним маяком (береговым, высоким), то есть чтобы огонь дальнего маяка оказался точно над огнем ближнего маяка, то это и будет уже не точка, а прямая линия, по отношению к которой и надо строить дальнейший курс. И сделать островной маяк более высоким – значит, полностью загородить им береговой маяк.
Вот так и получилось, что наиболее уязвимые маяки, построенные непосредственно в бушующем море, оказываются еще и невысокими, а те, кто на них работают, по праву считаются людьми одной из самых мужественных профессий, какие только придумало человечество. Зато и красоты этим людям открываются, ни с чем не сравнимые.
Ну а особенно впечатляют маяки, расположенные в северных морях. Температура воздуха здесь опускается заметно ниже нуля, и маяки, окатываемые высокими волнами, превращаются в настоящие ледяные горы. Только вот каково тем, кто работает на таких маяках?
Таким был Александрийский маяк. Общая высота – 120-135 м. Был виден на расстоянии 50-80 км. Гравюра-реконструкция начала XIX века.
Самый высокий маяк современного мира расположен в Джидде (Саудовская Аравия). Высота – 133 м. Сочетает в себе современный навигационный центр, военный объект и научное учреждение.