Одна из самых известных скульптур XXI века
«Плащ совести» – это едва ли не самая известная скульптура XXI века, олицетворяющая собой современное искусство, если подразумевать под таковым не нагромождение непонятного хлама в жанре инсталляции, а воплощение лучших традиций реализма, символизма и импрессионизма, но с обязательной новацией, вызывающей интерес и эмоции у любого зрителя. Настоящее искусство (как классическое, так и современное) тем и отличается от беспомощных подделок, что у шедевра замрет в удивлении даже случайный прохожий, который будет долго рассматривать скульптуру или картину, а потом не раз ее вспомнит.
Этим критериям полностью соответствует скульптура Анны Хроми «Плащ совести». Эта скульптура вполне в духе современного искусства установлена не в одном месте, и хотя на фотографиях та, что расположена перед зданием Сословного театра в Праге, но аналогичные (отличающиеся только размером и материалом, из которого они изготовлены), есть также перед Кафедральным Собором в Зальцбурге, во Дворце Монако, около Национального Археологического музея в Афинах и в знаковых местах других городов мира.
Подходя к скульптуре, мы видим фигуру, устало присевшую и закутавшуюся в большой плащ с капюшоном. В Праге многим туристам поначалу даже кажется, что это уличный артист замер в выразительной позе, настолько реалистично переданы и складки плаща, и усталость того, кто скрывается под плащом.
Но в том-то и дело, что под плащом совести никто не скрывается. Под этим плащом – пустота. И когда прохожие это видят, многие испытывают настоящий шок, настолько неожиданной и зияющей оказывается эта пустота.
По замыслу автора скульптура символизирует то нематериальное, что остается с нами после каждого человека, – его идеи, созданные им образы, написанные им книги, стихи, музыка, но главное – те воспоминания о нем, которые всплывают в сознании друзей, знакомых, а часто и не знакомых с ним людей, если речь идет о творцах, политиках, спортсменах.
Скульптор предлагает каждому задуматься, что останется после него, и это предложение делается в настолько острой художественной форме, что холодом веет из бездны, приоткрывающейся под плащом совести.
Не случайно «Плащ совести» Анны Хроми часто ставят в один ряд с «Криком» Эдварда Мунка. Кстати, «Крик» тоже существует в нескольких авторских повторениях.
Надо сказать, что каждая скульптура из серии «Плащ совести», несмотря на их схожесть и общую идею, посвящена какому-то вполне конкретному сюжету или событию. Та, что в Праге, создана в память о премьере оперы Моцарта «Дон Жуан». Эта опера, по праву считающаяся великой, впервые была поставлена не в Вене, а именно в Праге 29 октября 1797 года, то есть 220 лет назад. Разумеется, пражская версия «Плаща совести» носит название «Командор». Если у Пушкина статуя покойного командора сходит с пьедестала и является, чтобы утащить с собой в преисподнюю Дон Жуана, обольстившего вдову командора и бросившего вызов ему самому, то у Хроми нет никакой статуи, а есть все та же пугающая пустота, которая пострашнее тяжелых шагов «Каменного гостя».
Но о самой Анне Хроми, ставшей ярчайшим скульптором среди наших современников, мы расскажем отдельно.