Франция и Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце.»

Картина, давшая название импрессионизму

Рассказ о шедеврах, из которых составлена художественная карта Европы, мы начинаем с картины Клода Моне под не совсем обычным названием «Впечатление. Восходящее солнце». На ней в синевато-серых тонах изображен спящий порт, а на воде – то ли рыбаки, то ли лодочник, везущий раннего пассажира. Очертания расплывчаты, да художник и не пытается передать детали. Единственное, что его интересует, – это восходящее солнце. Яркое и прорывающееся не только через изображение, но как будто даже через само полотно, оно дает отблеск на мутном небе и высвечивает на воде красно-оранжевую дорожку, идущую под небольшим углом прямо к зрителю.
Сегодняшняя публика, привычная к манере импрессионистов, не увидит в этой картине ничего удивительного. И всё же оно уникально. Дело в том, что Моне написал это полотно в старом аванпорте Гавра (боковом заливе основного порта, выполняющем функции отстойника старых кораблей и портовой техники) в 1872 году, когда импрессионизм еще не стал признанным направлением, и даже самого этого названия не было. Картину не брали на выставки, и Моне с приятелями-художниками решили выставить свои новаторские полотна сами, арендовав для этого бывшую фотомастерскую. Публика была шокирована, и в прессе появились критические статьи. Автор одной из таких публикаций драматург и журналист Луи Леруа написал статью в форме вымышленного диалога между двумя посетителями выставки, высказывающими противоположные оценки.
Именно в этой статье и употребляется впервые термин «импрессионисты», придуманный Леруа, который произвел этот неологизм как раз от названия картины Моне, которое по-французски выглядит так: «Impression, soleil levant».
Таким образом, понятие «импрессионизм» действительно произошло от французского слова, означающего «впечатление». Но вовсе не потому, что импрессионисты стремились передавать не зримые детали, а впечатления. Название направления в живописи образовано от названия конкретной картины, примерно так же, как понятие «обломовщина» образовано от названия романа «Обломов» и фамилии его главного героя.
Эта картина экспонируется в Музее Мармоттан в Париже, где вместе с ним представлено еще около трехсот работ импрессионистов и постимпрессионистов. В 1985 году это полотно вместе с еще несколькими картинами Клода Моне, Огюста Ренуара и Берты Моризо была похищена в результате «арт-налета», когда в разгар рабочего дня вооруженные люди ворвались в музей и, попросив служителей музея и туристов не создавать неприятностей, сняли со стены шедевры и скрылись. «Впечатление» было найдено только в 1990 году на Корсике, после чего прошло экспертизу и незначительную процедуру восстановления, а затем было возвращено в музей, где введены весьма серьезные меры безопасности.

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *