Главный Собор Флоренции
Если при слове Париж миллиарды людей сразу же представляют Эйфелеву башню, то слыша название Флоренция, практически любой, кто хоть раз побывал в этом итальянском городе, представляет огромный купол Собора, который кажется каким-то совершенно непропорциональным сооружением, Гулливером среди лилипутов. Впрочем, он для того и задумывался, чтобы показать, насколько флорентийцы чтят Бога.
Вот только если инженер Густав Эйфель создавал свою знаменитую башню в конце XIX века при помощи самых передовых на тот момент технологий промышленного строительства, то архитектор Филиппо Брунеллески проектировал огромный купол в первой трети XIV века, то есть 600 лет назад, не имея возможности использования металлоконструкций, бетона, и даже не обладая знаниями о конструировании куполов, поскольку к тому времени подобных гигантских полусфер не возводилось.
В это трудно поверить, но Брунеллески решил сложить купол из кирпича на известковом растворе. То есть это практически кирпичные стены, но не вертикальные, а постепенно сходящиеся друг с другом на высоте более 90 метров. Не удивительно, что подобное никто больше не решился или не смог повторить, и творение Брунеллески так поныне и остается крупнейшим в мире куполом из кирпичной кладки на известковом растворе. Современники не могли поверить, что подобное возможно, да и сам архитектор проверял и перепроверял расчеты, которые до него не проводились даже в теории.
Зато в ответ на вопрос, кто является величайшим титаном Возрождения, жители Флоренции назовут не Микеланджело, Леонардо да Винчи или Рафаэля, а именно Брунеллески. Его скульптурные изображения украшают музеи и церкви, их можно встретить во дворцах и на площадях. А возведенному им Собору посвящен целый музей.
Сам Собор владеет несколькими рекордами помимо размеров купола. Достаточно сказать, что он был спроектирован и построен для решения очень просто сформулированной, но крайне сложной задачей: вместить всё тогдашнее население Флоренции, то есть 30 тысяч человек. И эта задача решена. По существу Собор занимает целую площадь в центре Флоренции, а по размерам он больше футбольного поля и практически равен современному стадиону (длина Собора – 153 метра, максимальная ширина – 90 метров).
Заметим, что сам Собор проектировал не Брунеллески, как многие ошибочно считают. Собор строился 140 лет, с 1296 по 1436 год, и когда речь дошла до проектирования купола, у Брунеллески было уже полдюжины предшественников, среди которых такие знаменитые архитекторы, как Арнольфо ди Камбио, Джотто и Франческо Талетти.
Собор называется Санта Мария дель Фьоре, то есть Собор Святой Марии во Флоренции. Это название составлено по тому же принципу, как, например, Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери. Но сами флорентийцы называют его просто Дуомо – Собор.
Еще одна его уникальная черта – облицовка фасада и стен комбинацией темно-зеленого и светлого (розового и белого) мрамора. Фасад собора как будто нарисован карандашом на бумаге, но при этом огромное строение кажется легким и ажурным, а стены его воспринимаются как тонкие. Любопытно, что Собор впечатляет своей красотой и в солнечный день на фоне синего тосканского неба, и дождливую погоду на фоне серого облачного неба, и в сумерках, когда его не надо даже подсвечивать до наступления практически полной темноты.
В соборный комплекс помимо основного здания входя также кампанила Джотто (колокольня) и баптистерий (крестильня) со знаменитыми золотыми воротами, и о каждом из этих шедевров архитектуры и скульптуры мы поговорим отдельно.
Внутри Собора тоже немало достопримечательностей, заслуживающих отдельного разговора, среди которых огромные и удивительно точные часы Уччелло (наличие часов в соборе само по себе необычно), роспись огромной внутренней поверхности купола, картина «Данте и три града».
Разумеется, Собор таит много тайн и хранит множество символов и сокровенных знаков, притягивая любителей исторических загадок и артефактов, а заодно и авторов приключенческих романов, фабула которых замешана на вековых тайных заговорах. И об этих символах и загадках мы тоже скоро поговорим.
Но начинать знакомство с Собором надо просто со взгляда на него на фоне всего остального города. Мы уже писали об этом в публикации Смотрим на Флоренцию сверху.
Именно возведение Санта Мария дель Фьоре знаменовало собой решительный переход от готической архитектуры, когда в небо тянулись шпили, а сами соборы были серыми или темными, к архитектуре Возрождения с ее огромными куполами и светлыми ажурными стенами соборов.
3 комментария