Санта Мария дель Фьоре

Главный Собор Флоренции

Если при слове Париж миллиарды людей сразу же представляют Эйфелеву башню, то слыша название Флоренция, практически любой, кто хоть раз побывал в этом итальянском городе, представляет огромный купол Собора, который кажется каким-то совершенно непропорциональным сооружением, Гулливером среди лилипутов. Впрочем, он для того и задумывался, чтобы показать, насколько флорентийцы чтят Бога.

Вот только если инженер Густав Эйфель создавал свою знаменитую башню в конце XIX века при помощи самых передовых на тот момент технологий промышленного строительства, то архитектор Филиппо Брунеллески проектировал огромный купол в первой трети XIV века, то есть 600 лет назад, не имея возможности использования металлоконструкций, бетона, и даже не обладая знаниями о конструировании куполов, поскольку к тому времени подобных гигантских полусфер не возводилось.

IMG_2228
В это трудно поверить, но Брунеллески решил сложить купол из кирпича на известковом растворе. То есть это практически кирпичные стены, но не вертикальные, а постепенно сходящиеся друг с другом на высоте более 90 метров. Не удивительно, что подобное никто больше не решился или не смог повторить, и творение Брунеллески так поныне и остается крупнейшим в мире куполом из кирпичной кладки на известковом растворе. Современники не могли поверить, что подобное возможно, да и сам архитектор проверял и перепроверял расчеты, которые до него не проводились даже в теории.

Купол Собора. Вид с кампанилы Джотто.
Купол Собора. Вид с кампанилы Джотто.

IMG_2215

Зато в ответ на вопрос, кто является величайшим титаном Возрождения, жители Флоренции назовут не Микеланджело, Леонардо да Винчи или Рафаэля, а именно Брунеллески. Его скульптурные изображения украшают музеи и церкви, их можно встретить во дворцах и на площадях. А возведенному им Собору посвящен целый музей.

Музей Собора
Музей Собора
Бюст Филиппа Брунллески в Музее Собора во Флоренции.
Бюст Филиппа Брунеллески в Музее Собора во Флоренции.

Сам Собор владеет несколькими рекордами помимо размеров купола. Достаточно сказать, что он был спроектирован и построен для решения очень просто сформулированной, но крайне сложной задачей: вместить всё тогдашнее население Флоренции, то есть 30 тысяч человек. И эта задача решена. По существу Собор занимает целую площадь в центре Флоренции, а по размерам он больше футбольного поля и практически равен современному стадиону (длина Собора – 153 метра, максимальная ширина – 90 метров).

Гулливер среди лилипутов
Гулливер среди лилипутов

Заметим, что сам Собор проектировал не Брунеллески, как многие ошибочно считают. Собор строился 140 лет, с 1296 по 1436 год, и когда речь дошла до проектирования купола, у Брунеллески было уже полдюжины предшественников, среди которых такие знаменитые архитекторы, как Арнольфо ди Камбио, Джотто и Франческо Талетти.

Скульптурное изображение Брунеллески в нише Собора.
Скульптурное изображение Брунеллески в нише Собора.

Собор называется Санта Мария дель Фьоре, то есть Собор Святой Марии во Флоренции. Это название составлено по тому же принципу, как, например, Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери. Но сами флорентийцы называют его просто Дуомо – Собор.

Еще одна его уникальная черта – облицовка фасада и стен комбинацией темно-зеленого и светлого (розового и белого) мрамора. Фасад собора как будто нарисован карандашом на бумаге, но при этом огромное строение кажется легким и ажурным, а стены его воспринимаются как тонкие. Любопытно, что Собор впечатляет своей красотой и в солнечный день на фоне синего тосканского неба, и дождливую погоду на фоне серого облачного неба, и в сумерках, когда его не надо даже подсвечивать до наступления практически полной темноты.

Источник https://im0-tub-ru.yandex.net/
Источник https://im0-tub-ru.yandex.net/
Собор одинаково красио смотрится и в солнечный день на фоне синего тосканского неба, и в джодь на фоне серой облачности.
Собор одинаково красиво смотрится и в солнечный день на фоне синего тосканского неба, и в джодь на фоне серой облачности.
Собор в сумерках
Собор в сумерках
Собор в сумерках
Собор в сумерках
Собор и в сумерках не нуждается в подстветке.
Собор и в сумерках не нуждается в подстветке.

В соборный комплекс помимо основного здания входя также кампанила Джотто (колокольня) и баптистерий (крестильня) со знаменитыми золотыми воротами, и о каждом из этих шедевров архитектуры и скульптуры мы поговорим отдельно.

Внутри Собора тоже немало достопримечательностей, заслуживающих отдельного разговора, среди которых огромные и удивительно точные часы Уччелло (наличие часов в соборе само по себе необычно), роспись огромной внутренней поверхности купола, картина «Данте и три града».

Картина "Данте и три града" притягивает в Собор любителей тайных шифров и исторических загадок.
Картина «Данте и три града» притягивает в Собор любителей тайных шифров и исторических загадок.
Если картина "Данте и три града" показалась вам небольшой и висящей достаточно низк, спешим вас разочаровать, сравнив размеры этого полотна с человеческим ростом.
Если картина «Данте и три града» показалась вам небольшой и висящей достаточно низк, спешим вас разочаровать, сравнив размеры этого полотна с человеческим ростом.
Роспись купола Собора, имещего 42 метра в диаметре и уходящего ввысь на 90 метров.
Роспись купола Собора, имещего 42 метра в диаметре и уходящего ввысь на 90 метров.
Часы в Соборе - редчайши случай.
Часы в Соборе — редчайший случай.

Разумеется, Собор таит много тайн и хранит множество символов и сокровенных знаков, притягивая любителей исторических загадок и артефактов, а заодно и авторов приключенческих романов, фабула которых замешана на вековых тайных заговорах. И об этих символах и загадках мы тоже скоро поговорим.

Но начинать знакомство с Собором надо просто со взгляда на него на фоне всего остального города. Мы уже писали об этом в публикации Смотрим на Флоренцию сверху.

Именно возведение Санта Мария дель Фьоре знаменовало собой решительный переход от готической архитектуры, когда в небо тянулись шпили, а сами соборы были серыми или темными, к архитектуре Возрождения с ее огромными куполами и светлыми ажурными стенами соборов.

Источник https://upload.wikimedia.org/
Источник https://upload.wikimedia.org/
Собор выглядит непропорционально большим на фоне исторической части Флоренции.
Собор выглядит непропорционально большим на фоне исторической части Флоренции.
Купол Брунелески виден отовсюду. Даже с крыши Палаццо Веккьо на площади Сеньории.
Купол Брунелески виден отовсюду. Даже с крыши Палаццо Веккьо на площади Сеньории.
Купол Брунелески виден отовсюду. Даже из сада Боболи за дворцом Питти на другом берегу реки
Купол Брунелески виден отовсюду. Даже из сада Боболи за дворцом Питти на другом берегу реки
Так чистят фасад Собора.
Так чистят фасад Собора.
Так чистят фасад Собора.
Так чистят фасад Собора.

IMG_2214

3 комментария

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *