Здесь развивается действие романа Дэна Брауна «Инферно»
Поводом для рассказа о Понте Веккьо можно считать любопытный юбилей – несколько странный, но характерный для Флоренции.
900 лет назад, в середине апреля 1117 года бурные воды реки Арно, которая частенько выходит из берегов из-за таяния снегов в горах и обильных весенних дождей, свойственных такой области Италии, как Тоскана, снесли древний деревянный на каменных опорах мост, построенный в этом месте еще римлянами и служивший частью Кассиевой дороги, соединявшей Рим с северной Италией. Уже тогда флорентийцы построили здесь каменный мост, но и он не устоял под напором воды в 1333 году. Зато мост, построенный в 1345 году, выдержал больше сотни наводнений и сохранился до наших дней в своем прежнем виде, являясь одним из самых старых европейских мостов и одним из самых знаменитых.
Его узнаваемость связана не только с древностью, хотя Ponte Vecchio как раз и означает по-итальянски Старый мост. Но главная черта этого моста – конечно, дома, тесно построенные по обеим его сторонам, и уникальный коридор Вазари, протянувшийся над мостом. Впрочем, поначалу коридора не было. Зато торговцы сразу же облюбовали прочную конструкцию, основанную на трех каменных арках, для расположения своих лавочек и жилищ.
Так и повелось еще 670 с лишним лет назад, что купцы жили на вторых этажах маленьких по площади домиков, а на первых этажах открывали лавочки, торгуя через окна или даже прямо через открытые двери. Причем цены на аренду недвижимости, принадлежавшей городу-республике, изначально были заоблачными, а здесь, на Понте Веккьо, особенно, поэтому даже самые состоятельные торговцы считали нормальным для себя селиться здесь, в крошечных «однокомнатных квартирах» на вторых этажах.
Считается, что именно здесь зародилось понятие банкротства. Когда торговцу нечем было платить арендную плату, являлась стража, которая просто разламывала стену первого этажа строения, уничтожая небольшой прилавок, с которого велась торговля. Прилавок по-итальянски banco, разламывать – rotto, ну а разбитый прилавок, который сразу бросался в глаза среди активно используемых первых этажей, назывался bancorotto.
Кстати, именно за счет разламывания стражей первых этажей строений и удалось в итоге организовать посередине центрального пролета Старого моста своего рода смотровую площадку, свободную от застройки. Сегодня это любимое место туристов, которые любуются отсюда видами на другие флорентийские мосты и набережные и, конечно, делают многочисленные фото и селфи. А если посмотреть на Понте Веккьо на закате с высоты площадки перед капеллой Сан-Миньято-иль-Монте (о которой мы уже рассказывали в нашей статье Смотрим на Флоренцию сверху), то свободные от застройки места по центру моста будут очень хорошо видны.
Но рассказ о Понте Веккьо будет неполным, если не упомянуть коридор Вазари. Это уникальное инженерное сооружение, которое по праву называют неповторимым элементом городской инфраструктуры, было построено архитектором и художником Джорджо Вазари за каких-то пять месяцев в 1565 году. Дело в том, что тогдашний властитель Флоренции Великий герцог Тосканский Козимо I хотел жить одновременно и в Старом Дворце (Палаццо Веккьо), и в построенном к 1464 году Палаццо Питти с его роскошным садом. А поскольку дворцы находятся на разных берегах реки Арно, правителю приходилось переходить по мосту. И если на площади его окружал отряд отборных воинов, то на узком переходе через реку возмущенный народ (а флорентийцам было, чем возмущаться) вполне мог по-своему выразить неудовольствие политикой властелина, которому, казалось, ничто и никто не может угрожать. В итоге могущественный правитель проводил большую часть времени за стенами дворцов, похожих на крепости, на площади появлялся в окружении небольшого профессионального войска, а через реку ходил по специально построенному коридору, соединявшему два дворца. То есть коридор протянулся не только над Старым мостом, но и вдоль галереи Уффици, вдоль улочек по обоим берегам реки, и по нему можно пройти из одного дворца прямо в другой.
Характерно, что коридор Вазари по-прежнему закрыт для туристов и вообще для простых смертных. Официальная версия – возможность разрушения конструкции при ее активной эксплуатации. Однако особо почетных гостей иногда проводят по этому коридору, полному тайн и шедевров живописи.
Ведь именно по стенам коридора Вазари вывешены картины из самой крупной и уникальной коллекции автопортретов самых знаменитых художников Италии и всего мира от Возрождения до начала ХХ века. Причем все экспонаты – авторские подлинники (исключение составляют не более пяти работ, среди которых, например, знаменитая своими тайными знаками средневековая копия автопортрета Дюрера, имеющая самостоятельную ценность). Всего же в коридоре более 1 400 полотен, которые формально относятся к фондам Галереи Уффици, но которых обычный посетитель этого музея просто так не увидит. Здесь есть автопортреты Рафаэля, Вазари, Веласкеса, Беллини, Гольбейна, но также Ореста Кипренского, написавшего самый известный портрет Пушкина, и Бориса Кустодиева.
Вокруг коридора Вазари много тайн и загадок. Неудивительно, что Дэн Браун сделал это сооружение местом действия одного из эпизодов романа «Инферно». Герой романов Брауна профессор Лэнгдон со своей спутницей скрываются от разыскивающих их агентов в саду Боболи возле дворца Питти. При этом на мосту Понте Веккьо на них устроена засада. Лэнгдон вспоминает о коридоре Вазари и находит мало приметную дверь в саду. За этой дверцей как раз и начинается коридор, по которому беглецы попадают прямо во дворец Веккьо на противоположном берегу, скрывшись от преследователей и пройдя буквально над головой агента, стоящего в засаде на Старом мосту.
Ну а теперь давайте вернёмся к самому мосту.
На протяжении первых двух столетий своего существования Понте Веккьо служил своего рода мясным рядом. Но Козимо I Медичи приказал выселить с моста мясников и отдать все помещения под торговлю золотом и ювелирными украшениями. Сам он объяснил это зловониями, исходившими от мясных лавок. Удивительно, но многие до сих пор верят подобному объяснению.
На самом деле причины были совершенно иными и никак не связанными с заботой о благоустройстве. Козимо I вошел в историю как ловкий политик и бессовестный тиран, которого ценили и уважали Папа Римский и Император Карл V, но при этом ненавидели жители собственного города. От флорентийцев, воспитанных на традициях республики и не желавших мириться с произволом Медичи, правитель прятался за стенами дворцов, превращенных в крепости, а для перехода из одного дворца в другой повелел построить специальный коридор, протянувшийся над улочками и Старым Мостом, о котором мы уже рассказали.
По мосту Козимо боялся ходить даже с вооруженной охраной, поэтому и решился на беспрецедентный шаг с постройкой коридора. Конечно, он не простил торговцам с Понте Веккьо подобного унижения (и, заметим, немалых трат на строительство уникального инженерного сооружения). И что бы там ни говорил герцог Медичи о дурном запахе, современники прекрасно понимали, что правитель просто хочет взять мост под свой контроль. Действительно, пинцет в тонких чувствительных пальцах тщедушного ювелира – гораздо менее грозное оружие, чем тесак в ручищах дюжего мясника.
Да и политические симпатии ювелиров были совсем иными. Торговцы золотом и украшениями ориентировались на богатую публику, на городскую элиту, а не на простых флорентийцев, которых обслуживали мясники. Наконец, цех ювелиров всегда был самым заинтересованным в поддержании порядка и в усиленной страже, поскольку именно ювелирные лавки служили наиболее притягательным объектом для грабежей и краж.
Так что, удалив мясников с моста и отдав право торговли на Понте Веккьо ювелирам, герцог Козимо решил несколько взаимосвязанных задач, ни одна из которых никак не была связана с дурным запахом.
Кстати, придумав пристойное объяснение своему решению, Медичи не сделал ничего необычного или предосудительного, потому что обман в политике именно в ту пору и именно во Флоренции был возведен в абсолют и даже теоретически обоснован. В 1532 году здесь был опубликован трактат Никколо Макиавелли «Государь», автор которого рекомендует правителям не гнушаться никакими средствами ради удержания и укрепления власти. В частности помнить, что правда в политике опасна, поскольку слова политика воспринимаются народом превратно и приводят совсем не к тому результату, к которому надо стремиться.
А еще Макиавелли советует не забывать и не прощать политических обид, пусть даже самых малых, ведь кого обидели раз, обидят и другой, а люди подчиняются только сильным личностям, которые умеют постоять за себя и расправиться с обидчиками.
Козимо I получил власть над Флоренций в 1537 году, когда все читали и обсуждали книгу Макиавелли, и сам он не скрывал, что следует советам автора «Государя».
Надо признать, что флорентийские власти вместе с сотрудниками Галереи Уффици умело раскручивают Понте Веккьо и коридор Вазари. Помимо столь интригующего упоминания в романе Дэна Брауна, популярности этих объектов способствуют юбилеи, которые отмечаются каждые несколько лет. Судите сами: в 2014 году праздновалось 700-летие Старого дворца (Палаццо Веккьо) и 550-летие Палаццо Питти, в 2015 году была целая программа к 450-летию коридора Вазари, а уже в 2019 году исполнится 500 лет со дня рождения Козимо I, и снова будет череда мероприятий.
Хотя, по правде сказать, никакая дополнительная раскрутка Старому мосту, может быть, и не нужна. Потому что практически никто не откажется от возможности своими глазами увидеть этот уникальный мост: и посмотреть на него со стороны, и потолкаться на его узкой улочке между старых торговых строений, и сфотографироваться посредине Понте Веккьо с видом на реку Арно и прекрасную Флоренцию.
Так выглядят снаружи дома на Старом Мосту
Коридор Вазари при движении от Палаццо Питти к Палаццо Веккьо. Впереди виден грандиозный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В этом направлении по коридору прошли профессор Роберт Лэннгдон и его спутница в романе Дэна Брауна «Инферно».