Мирный отдых в стилистике французских импрессионистов в разгар мировой войны.
Сто лет назад Сергей Виноградов, только что избранный действительным членом Академии художеств, пишет и презентует публике удивительную для тех лет картину «Дама на балконе». Сцена безмятежного отдыха на берегу синего-синего моря вступала в резкий диссонанс с той картиной войны, наступившей нужды и неумолимо надвигавшейся революции, которую русская публика видела за окнами домов и квартир. Холодная зима, сообщения с фронта о потерях и военных неудачах, рабочие и солдатские митинги в обеих столицах – а у Виноградова блаженство и покой. Да еще и море такое, как у французских импрессионистов, если не лучше.
На недоуменные вопросы Сергей Арсеньевич Виноградов отвечал, что специально хочет успокоить людей, дать им спасательный круг от неврастенической тряски. И в этом тоже видна параллель с французскими импрессионистами. Ведь именно в эти же годы Клод Моне одно за другим пишет полотна с кувшинками, или водяными лилиями, и на аналогичные вопросы парижской публики тоже отвечает, что не станет писать войну, а ставит целью бросить людям, уставшим от тревог, спасательный круг покоя, который дает вечная природа.
Заметим, что именно Клод Моне за 50 лет до того, как сам он пишет кувшинки, а Сергей Виноградов выставляет «Даму на балконе», как раз и задал традицию изображать праздное времяпровождение на морском берегу, поэтому его картина «Терраса в Сент-Андресс» (1867) тоже станет в этому году юбиляром.