Мосты, окна и ворота, которых нет в Европе
Каждый внимательный путешественник, которому доводилось бывать в Европе туристом или по делам, конечно же, рассматривал купюры евро разного достоинства и без труда ответит, что на них изображено. На лицевой стороне можно увидеть окна и ворота разных архитектурных стилей – от античности до современности. А на обороте европейских банкнот напечатаны красивейшие мосты, причем стиль каждого моста соответствует стилю окна или ворот на лицевой стороне той же купюры.
Самые любопытные туристы загораются мечтой найти в реальности архитектурные объекты, изображенные на евро, а кто-то даже планирует пополнить коллекцию селфи и выложить в соцсетях собственное фото на фоне «арки с пяти евро» или «моста со ста евро». Но никому до сих пор не удалось этого сделать.
Фокус в том, что ни один из этих объектов не существует в реальности и никогда не существовал. Когда был объявлен конкурс на дизайн евробанкнот и консилиум Европейского Монетарного Института выбирал в 1996 году победителя среди 44 авторов и коллективов, представивших конкурсные работы, лучшим решением была признана разработка Роберта Калины, который, в отличие от других, предложил не рисунки с натуры, а своего рода идеальные модели, специально созданные, чтобы наглядно показать особенности разных архитектурных стилей, доминировавших в Европе в разные эпохи.
Можно привести десятки и даже сотни реальных архитектурных объектов, выполненных в каждом из этих стилей. Но когда школьникам и студентам объясняют, как отличить один стиль от другого, акцентируют внимание на нескольких наиболее ярких особенностях. Вот эти особенности и показаны на рисунках, превратившихся в изображения на купюрах. В них нет ничего лишнего, поэтому окна, ворота и мосты на европейских бумажных деньгах так красивы и гармоничны, а архитектурные стили легко узнаваемы.
У нас еще будет повод подробнее поговорить об особенностях каждого стиля в внимательнее рассмотреть изображения на купюрах евро, а пока просто окинем их общим взглядом. Причем смотреть будем на банкноты, выпущенные в оборот с первых дней введения евро, то есть с 2002 года, и печатавшиеся до 2013 года. С мая 2013-го в обращения начали выпускать новую серию купюр, в дизайн которой внесены некоторые изменения, о которых мы тоже еще поговорим.
Итак, отвлечемся от других деталей евро образца 2002 года и присмотримся к основным рисункам. На серой банкноте номиналом в 5 евро (которая, впрочем, в реальности выглядит серовато-зеленоватой) изображены арка и мост в античном стиле, представленном в Древней Греции и Риме.
Красная купюра в 10 евро содержит изображение арочного входа в помещение и каменного моста в романском стиле, свойственном раннему средневековью.
Сменившая его готика, узнаваемая по арочно-стрельчатым аркам, каменной вязи и витражам, представлена на синей банкноте достоинством 20 евро.
Архитектура Ренессанса, шедевры которой мы можем видеть в Риме, Флоренции, Венеции и других городах, где жили и творили титаны Возрождения, украшает оранжевую купюру 50 евро. Но и здесь не забываем, что перед нами не творения величайших архитекторов, а стилизации, показывающие почерк этих мастеров.
На зеленых 100 евро мы видим архитектуру в стиле барокко. Арка со множеством украшений, в том числе, с замысловатыми скульптурами, и мост, тоже украшенный скульптурными изображениями, – это и есть вычурное барокко, которое так нравилось монархам эпохи абсолютизма, дворцы которых остаются самыми посещаемыми достопримечательностями многих европейских стран.
200 евро – купюра желтого цвета с изображениями архитектуры индустриального общества, или же стиля модерн. Конструкции из металла и бетона, изобретение которого и стало одной из предпосылок появления модернистских сооружений, хорошо нам знакомы. И хотя кто-то считает их не очень-то красивыми, тем не менее, именно такие инженерные объекты оказались практичными и недорогими, а потому именно они строились в массовом порядке в ХХ столетии.
Наконец, самая старшая по номиналу европейская банкнота 500 евро представляет собой типичные контуры современных архитектурных сооружений, изображенные в фиолетовых тонах. Вантовый мост, полотно которого подвешено к опорам, и странноватые окна, явно служащие экспериментальным архитектурным решением, вряд ли понравились бы древним римлянам, средневековым рыцарям и монахам, французским королям и даже европейцам 80-х годов прошлого века. Впрочем, они и далеко не у всех наших современников вызывают восторг. Но ничего более современного в архитектуре пока нет, если, конечно, не считать самых смелых экспериментов.
Не случайно в кругах европейских финансистов популярна шутка, что пора бы уже выпускать и банкноту в 1000 евро, да только архитекторы пока не придумали ничего нового.
Дизайнеры тоже шутят, придумывая для разных стран сувенирные банкноты 0 евро, на которых можно увидеть коллажи из самых известных реально существующих объектов, относящихся к разным архитектурным стилям. Например, на такой купюре для Франции изображены античный акведук, готический Собор Парижской Богоматери, романо-готический (достроенный в разные эпохи) замок Мон-Сен-Мишель и возведенная в индустриальном стиле Эйфелева башня.