Экономические решения будут приниматься в условиях политической неопределенности
Главным итогом работы Всемирного экономического форума в Давосе стал вывод о том, что в обозримом будущем экономические решения будут приниматься в условиях неопределенности. Сразу несколько политических процессов, способных оказать серьезное влияние на правила игры, либо не завершены, либо достигнув формального завершения, не внесли ясности.
Инсталляция, посвященная Эйнштейну, созданная в Давосе по другому случаю, пришлась очень кстати, напоминая об относительности оценок и прогнозов.
Источник https://assets.weforum.org/
Не решенными остаются, в первую очередь, вопросы о европейской позиции по важнейшим политическим темам, существенно влияющим на экономику. Речь идет о единстве Европы, о готовности ведущих стран принимать мигрантов и финансировать миграционную политику, о том, будет ли соблюдаться навязываемая центральными европейскими институтами бюджетная дисциплина, которая за последнее десятилетие становилась все более строгой.
Участники дискуссий с надеждой слушали друг друга, но так и не услышали ничего определенного.
Источник https://pbs.twimg.com/
Ответы на эти вопросы зависят, главным образом, от ведущих стран континента, каковыми остаются Германия и Франция. Однако именно в этих странах в 2017 году пройдут выборы, и исход обеих кампаний не предсказуем. Во Франции появится новый Президент. Нынешний глава государства Франсуа Олланд уже отказался от борьбы за переизбрание. Его место может занять радикальный лидер Национального фронта Марин Ле Пен. Если же ей не удастся победить, то во главе Франции встанет либо представитель правой партии Франсуа Фийон, руководивший правительством при Николя Саркози и считающийся его политическим наследником, либо один из двух социалистов, причем по итогам первого тура праймериз Бенуа Амон, вышедший пару лет назад из кабинета и резко критикующий Олланда, имеет больше шансов, чем Мануэль Вальс, позиционирующийся как преемник нынешнего президента. При таком раскладе шансы на продолжение той политики, которую проводит сейчас французское руководство, оцениваются не выше, чем 1:7, и вопрос только в том, насколько радикальной станет смена курса.
В Германии канцлер Ангела Меркель идет на четвертый срок, но находится под огнем критики за проводимую миграционную политику. И хотя она по-прежнему остается лидером предвыборной гонки, социал-демократы сделали сильный предвыборный ход, выдвинув Мартина Шульца, который ради этого досрочно сдал полномочия спикера Европарламента. И если ему удастся обыграть непобедимую Меркель, то перемены в германской и европейской политике неизбежны.
Другие два фактора, казалось бы, выглядят более определенными. После прошлогоднего референдума в Великобритании брексит представляется неизбежным. Однако на практике он никак не может начаться. Только за эту неделю оформились два препятствия на пути выхода Британии из ЕС. Во-первых, суд вынес решение, что правительство не вправе запустить соответствующие формальные процедуры, не испросив согласия у парламента. Во-вторых, к руководству североирландской политикой приходят лидеры, заявляющие о невозможности брексита в ближайшее время из-за особого статуса Северной Ирландии, голосовавшей против развода с Европой.
Новый британский премьер Тереза Мэй выступила в Давосе, но внесла ясности в сроки и порядок осуществления брексита. Источник http://wsj.net/
Не добавила ясности и инаугурация Дональда Трампа. Ответа на вопрос, какие из популистских обещаний новый президент США выполнит, а какие предпочтет отложить в долгий ящик, как не было, так и нет.
Учитывая все эти факторы, нынешняя ситуация в мировой политике и экономике характеризуется как уравнение со многими неизвестными. И главный совет по итогам Давосского форума – минимизировать риски и отказываться от выгодных, но не гарантированных перспектив ради удержания того, что есть. При подобных обстоятельствах синица в руках точно ценнее журавля в небе.
Лучше синица в руках, чем журавль в синем альпийском небе.
Источник http://www.novoye-vremya.com/