Война в живописи 1916 года

Сто лет назад была в разгаре империалистическая война, которую сегодня мы называем Первой мировой. А в живописи в это время реалистическая школа соседствовала с утвердившимся в правах модерном.

Сто лет назад была в разгаре империалистическая война, которую сегодня мы называем Первой мировой. А в живописи в это время реалистическая школа соседствовала с утвердившимся в правах модерном.

Реалисты получили новое поле деятельности, изображая новейшую по тем временам военную технику в боевых условиях. Действительно, при тогдашнем уровне развития фотографии было не реально сделать снимки сражения, а вот художники могли представить нечто подобное на своих полотнах.

Например, Чарльз Диксон уже в 1916 году, что называется, по горячим следам, написал картину, посвященную одному из самых драматичных моментов Ютландского морского сражения, которое состоялось 31 мая – 1 июня 1916 года.

Чарльз Дискон. Ютландское сражение. 1916. Масло, холст. 105х181 см. Художественный музей, Блэкберн, Великобритания.
Чарльз Дискон. Ютландское сражение. 1916. Масло, холст. 105х181 см. Художественный музей, Блэкберн, Великобритания.

И совсем в иной манере сражение за Толошеназ предстает на картине швейцарской художницы Алисы Бейли. Эта работа считается первой авангардистской батальной картиной в истории живописи.

Алиса Бейли. Битва за Толошеназ. 1916. Масло и уголь, бумага. 56х75 см. Частная коллекция.
Алиса Бейли. Битва за Толошеназ. 1916. Масло и уголь, бумага. 56х75 см. Частная коллекция.

Другой знаменитой военной картиной 1916 года является аллегорическое полотно Чарльза Эрнеста Баттлера «Кровь и сталь». Это произведение настолько поразило современников и сыграло такую роль в художественном осмыслении мировой войны, что слова «Кровь и сталь» используются историками и публицистами для характеристики самой сути духовного конфликта, который современной российской публике больше известен по фразе «Не в силе Бог, а в правде».

Чарльз Эрнест Баттлер. Кровь и сталь. 1916. Масло, холст. 191х144,2 см. Музей Империалистической войны, Лондон, Великобритания.
Чарльз Эрнест Баттлер. Кровь и сталь. 1916. Масло, холст. 191х144,2 см. Музей Империалистической войны, Лондон, Великобритания.

Россия тоже внесла весомый вклад в бурное развитие батальной живописи в 1916 году. Картина Кузьмы Петрова-Водкина «На линии огня» за рубежом известна не хуже, чем «Купание красного коня», однако на родине художника это его полотно знают гораздо хуже. Давайте постараемся восполнить этот пробел. Итак, вот произведение русского художника, которое не зря называют «Яркие краски смерти».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. На линии огня (Сражение). 1916. Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. На линии огня (Сражение). 1916. Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Мы представили только самые яркие произведения военной живописи 1916 года. Но даже по ним можно как составить картину Первой мировой войны, так и получить представления о том разнообразии тем и стилей, которое царило в изобразительном искусстве сто лет назад.

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *