Сто лет назад была в разгаре империалистическая война, которую сегодня мы называем Первой мировой. А в живописи в это время реалистическая школа соседствовала с утвердившимся в правах модерном.
Сто лет назад была в разгаре империалистическая война, которую сегодня мы называем Первой мировой. А в живописи в это время реалистическая школа соседствовала с утвердившимся в правах модерном.
Реалисты получили новое поле деятельности, изображая новейшую по тем временам военную технику в боевых условиях. Действительно, при тогдашнем уровне развития фотографии было не реально сделать снимки сражения, а вот художники могли представить нечто подобное на своих полотнах.
Например, Чарльз Диксон уже в 1916 году, что называется, по горячим следам, написал картину, посвященную одному из самых драматичных моментов Ютландского морского сражения, которое состоялось 31 мая – 1 июня 1916 года.
И совсем в иной манере сражение за Толошеназ предстает на картине швейцарской художницы Алисы Бейли. Эта работа считается первой авангардистской батальной картиной в истории живописи.
Другой знаменитой военной картиной 1916 года является аллегорическое полотно Чарльза Эрнеста Баттлера «Кровь и сталь». Это произведение настолько поразило современников и сыграло такую роль в художественном осмыслении мировой войны, что слова «Кровь и сталь» используются историками и публицистами для характеристики самой сути духовного конфликта, который современной российской публике больше известен по фразе «Не в силе Бог, а в правде».
Россия тоже внесла весомый вклад в бурное развитие батальной живописи в 1916 году. Картина Кузьмы Петрова-Водкина «На линии огня» за рубежом известна не хуже, чем «Купание красного коня», однако на родине художника это его полотно знают гораздо хуже. Давайте постараемся восполнить этот пробел. Итак, вот произведение русского художника, которое не зря называют «Яркие краски смерти».
Мы представили только самые яркие произведения военной живописи 1916 года. Но даже по ним можно как составить картину Первой мировой войны, так и получить представления о том разнообразии тем и стилей, которое царило в изобразительном искусстве сто лет назад.