Аллегория политического союза и переплетения культур.
В Новой Пинакотеке в Мюнхене есть довольно странная картина, как будто составленная из двух полотен старых мастеров. На этом полотне, написанном в 1811-1828 годах, художник Фридрих Овербек изобразил двух женщин, позы которых повторяют традиционный для академической живописи сюжет «Суламифь и Мария». Непохожие друг на друга героини прониклись нежностью и взялись за руки.
Но странность картины в другом. Фигура слева написана в традициях итальянского Возрождения и как будто сошла с одного из полотен Рафаэля: об этом говорят и тип лица, и прическа, и венец, и одежда, и поза, и поворот головы в три четверти с легким наклоном. А фигура справа напоминает германскую живопись той же поры: она и одета, как героини картин Дюрера, и повернулась в профиль, и слегка ссутулилась (так немецкие художники передавали расслабленность – в отличие от прямых спин на парадных портретах). Больше того, за спиной «героини Рафаэля» мы видим традиционный итальянский пейзаж – небольшой городок в горах с низкими романскими строениями. А за плечами «героини Дюрера» изображен немецкий городок с тесноватым готическим кварталом и шпилем собора.
Разумеется, эта двойственность не случайна. Овербек пошел на смелый эксперимент, решив аллегорически изобразить союз Италии и Германии. Вообще-то поначалу в 1811 году он имел в виду переплетение двух мощных потоков искусства, взаимопроникновение итальянской и германской культур, случившееся в XVIII веке, в том числе, благодаря венским правителям Габбсбургам и мюнхенским правителям Виттелльсбахам, которые уже в XIX столетии покровительствовали и Овербеку. Но Наполеоновские войны спутали планы, и картина была отложена. А через 16 лет она очень пригодилась, когда после смерти Александра I и политических потрясений в России (восстание декабристов, суд над ними, «затягивание гаек» Николаем I) Пруссия предприняла попытку усилить свое влияние в Европе, сблизившись с Италией. Художникам предложили создать картину, выражающую идею органического союза двух стран. Вот тут-то Овербек и вызвался поразить публику, что ему, в общем-то и удалось.
Итак, две женщины на его полотне – это Италия и Германия, изображенные аллегорически. Сама по себе идея уже обеспечила бы картине достойное место в любом музее, но есть в этом произведении нечто, о чём вот уже почти двести дет с восторгом говорят критики. Это нежное переплетение рук женщин, написанное Овербеком после изучения рисунков Микеланджело и Дюрера. «Итальянская» и «германская» руки выглядят по-разному, каждая в духе соответствующей традиции, но они настолько естественно слились в рукопожатии, что именно оно прочно сцепляет две части картины, превращая ее в неразрывное целое.
В настоящее время картина постоянно экспонируется в Новой Пинакотеке в Мюнхене.