Росетти и Модильяни написали своих «Невест» с интервалом ровно в 50 лет.
В истории культуры много совпадений, но даже на этом фоне День двух «Невест» вошел бы в шорт-лист удивительных повторений. Каждый год 23 ноября есть повод вспомнить таких самобытных художников, какими вне сомнения были Данте Габриэль Россетти и Амедео Модильяни. Но в этом году повод особенный, потому что картине «Возлюбленная (невеста)» исполняется ровно 150 лет, а картине «Жених и невеста» ровно 100 лет. Разумеется, к такому двойному юбилею приурочены историко-художественные мероприятия в Лондоне и Париже.
Английский художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти писал свою «Невесту» в 1865-1866 году, и объявив о завершении работы 23 ноября 1866-го, продолжал на протяжении нескольких лет время от времени вносить в это полотно незначительную правку. Эта картина иллюстрирует библейскую «Песнь царя Соломона» и на ее раме высечены строки из этой романтической части Ветхого Завета: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16) и «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина!» (1:2).
Возлюбленная изображена в тесном окружении четырех подруг, лица которых вместе с растениями заполняют весь фон, и темнокожего мальчика, присутствие которого на переднем плане позволяет поместить невесту в центре композиции не только в плоскости картины, но и как бы в глубину.
Заметим, что в отличие от темноволосых и плохо освещенных подруг, сама невеста изображена рыжеволосой, и лицо ее ярко высвечено. И хотя украшение у нее на голове – перуанское, платье – японское, а фата – ближневосточная, лицо возлюбленной явно восточно-славянское. Любопытно, что невеста на картине Росетти похожа на дошедшие до нас изображения Роксоланы, да и в современном турецком сериале «Великолепный век» Хюррем-султан показана похожей на возлюбленную, какой ее изобразил 150 лет назад английский художник.
Совсем иначе выглядит невеста на картине Амедео Модильяни «Жених и невеста» которую итальянский художник писал в 1915-1916 годах. Лица этой парочки отнюдь не одухотворенные. Персонажи весьма прилично одеты и довольны собой. В жизни у них все хорошо, хотя пара явно разного возраста и заметно, что в этой семье командует женщина. У нее уверенный взгляд, и глаза открыты гораздо шире, чем у спутника. Кроме того, именно невесту автор поместил на первом плане, отведя немолодому жениху роль своеобразного фона и ведомого персонажа.
В отличие от картины Россетти, на полотне Модильяни много свободного места и совершенно нет растительности – только прямые линии урбанистического ландшафта, как будто взятые в пользование у кубистов. Лица персонажей геометризированы и напоминают африканские маски, так любимые художником.
Поэт Жак Кокто рассказывал, что Модильяни встретил на улице похожую парочку и решил написать по памяти их парный портрет. Но в любом случае картина Росетти – это романтическое полотно начала Викторианского века, а произведение Модильяни – это уже критичный взгляд художника начала ХХ столетия на век модерна. За 50 лет многое изменилось в Европе. Тем любопытнее сравнить эти две картины.