150 лет назад в Брюсселе спрятали под бульвары свою главную реку
В каждом большом городе, если он не расположен на берегу моря, должна быть река. Потому что на протяжении многих столетий именно реки служили главными транспортными артериями внутри континентов, и если поселение было далеко от реки, оно просто не разрасталось до размеров города.
В Брюсселе, столице Бельгии, ставшей еще и столицей Европы, реку вы не найдете. Но она здесь была. Точнее, она по-прежнему есть. Просто ровно 150 лет назад реку, которой город обязан своим историческим развитием, спрятали под землю.
Река эта называется Сенна (фр. Senne, нидерл.Zenne, и не надо путать ее с той Сеной, на которой стоит Париж – это две совершенно разные реки, названия которых звучат схоже). По ней в город, который в Средние века был не таким уж крупным, доставлялись товары, но к середине XIX века она уже перестала быть важным транспортным путем. После того, как в 1830 году Брюссель стал столицей объединенной Бельгии, начался резкий рост населения и бурное развитие промышленности, река обмелела и загрязнилась. Объем промышленно-бытового водозабора вырос не меньше, чем в 40 раз. В реку, по которой уже не могли пройти крупные суда, сваливали мусор и сливали канализацию.
Случилась даже мостовая война, когда купеческий корабль, владелец которого очень спешил, поскольку по договору должен был доставить товар точно к сроку, вдруг уперся мачтой в мост. Этот мост возвели за некоторое время до инцидента владельцы фабрики, корпус которой располагался на одном берегу, а склад на другом.
Что же касается простого люда, то рабочие и мелкие торговцы, чтобы не платить за землю, наловчились строить «балконы», представлявшие собой жилые комнатенки и лавки, пристроенные к берегам и буквально нависавшие над рекой.
В 1865 году Жюль Анспаш, которого и сегодня называют величайшим мэром Брюсселя за всю историю города, утвердил проект архитектора Леона Суиса, предложившего убрать реку в огромные трубы, снести трущобы по ее берегам и построить на этом месте великолепные бульвары с общественными зданиями, универмагами и иной коммерческой недвижимостью. Деньги на столь масштабный проект ссудили банки, получившие взамен право строить и эксплуатировать здания в новом районе. Правда, пришлось подавить недовольство бедных обитателей берегов Сенны, но в управленческом дуэте Анспаша и Суиса каждый справился со своими функциями, и в 1871 году жители Брюсселя уже начали гулять по бульварам, ходить в огромные по тем временам торговые центры и есть бельгийские вафли в лучших кафе. При этом некоторые участки Сенны продолжали оставаться открытыми, но вскоре и их замостили, чтобы не ощущать дурных запахов загрязненной реки.
Были у этого проекта и противники. Жюля Анспаша изображали на карикатурах то стыдливо прячущим реку за ширмой, то танцующего с нагой Сенной и пытающегося прикрыть ее стыд одеждой.
Уже в 1930-е годы эта работа была продолжена, течение реки изменено, после чего остались пустыми туннели под бульварами. Их решили использовать под скоростной подземный трамвай, который ходит и поныне. Движение этой линии трамвая прекращалось только в дни после террактов, когда в Брюсселе искали их организаторов.
А в марте 2007 года в пригородах Брюсселя были запущены две большие станции очистки сточных вод, и теперь река Сенна, пробравшись под Брюсселем по тоннелям, снова вырывается на свободу с очищенными водами, и глядя на ее дальнейшее течение, трудно представить, что еще недавно она была подобна сточному каналу.
Найти бульвары, построенные над рекой, несложно. Двигаясь от Центрального вокзала через знаменитую площадь Гран пляс, вы дойдете до этих «новых», как их по привычке называют уже полтора века, бульваров за 25 минут. Угадайте, как называется главный из них? Конечно, бульвар Анспаш! Впрочем, брюссельские бульвары стоят того, чтобы о них рассказать отдельно, что мы и сделаем в ближайшее время.