«Славянская эпопея» Альфонса Мухи едет в турне

Внук художника пытается запретить вывоз знаменитых полотен из Праги.

В 2017 году двадцать огромных полотен, составляющих «Славянскую эпопею» Альфонса Мухи, должны отправиться в азиатское турне. Однако против таких гастролей выступают реставраторы и внук художника Джон Муха.

Уникальная серия картин Альфонса Мухи (1860-1939), прославившегося рекламными плакатами, которые стали узнаваемыми символами Прекрасной эпохи в Париже, была написана при моральной и финансовой поддержке американского филантропа Чарльза Крейна. Над этими полотнами художник работал 18 лет, и в результате появились два десятка картин, изображающих ключевые события истории славянских народов. Размер каждой картины примерно 6х8 метров.

«Славянская эпопея» была подарена Праге в 1928 году на десятилетие независимости Чехословакии. При этом было поставлено условие, что город построит или выделит помещение для постоянной экспозиции. Однако такого помещения до сих пор нет.

Альфонс Муха. Славяне на родной земле. 1912. Масло, холст. 610х810 см.
Альфонс Муха. Славяне на родной земле. 1912. Масло, холст. 610х810 см.
Источник: Wikimedia https://commons.wikimedia.org/wiki/Main_Page

На протяжении многих лет картины выставлялись в замке в городе Моравский Крумлов, затем их перевезли в Прагу, где показывали в Выставочном дворце, предназначенном для промышленных экспозиций. Но и отсюда «Славянскую эпопею» придется забрать, поскольку договор на аренду здания истекает в декабре 2016 года. В такой ситуации Министерство культуры Чешской республики сочло за благо отправить картины в вынужденный тур по азиатско-тихоокеанскому региону и уже выдало разрешения на вывоз картин.

Между тем, реставраторы напоминают, что полотна этой серии и раньше получали повреждения при транспортировке, и связано это, главным образом, со сложностью их сворачивания ввиду больших размеров. На это же указывает и Джон Муха, являющийся не только наследником великого деда, но и президентом Фонда Мухи. «Полотна огромны и требуют деликатного обращения, поскольку написаны маслом и темперой на холсте, — считает Джон Муха. – Некоторые китайские музеи, где должен быть выставлен цикл, никогда не принимали западные картины такого размера и вряд ли имеют опыт по сохранению подобных работ».

Скептикам возражает директор Пражской городской галереи Магдалена Юрикова, которая организует тур. Она подчеркивает, что картины будут находиться в музеях, которые выставляли произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Родена, Пикассо и других, поэтому говорить об отсутствии у работников этих учреждений опыта работы с художественной классикой не корректно. Кроме того, когда с пприходом нацистов в 1939 году полотна были свёрнуты и спрятаны, а повторно появились на публике лишь в 1963 году.

Альфонс Муха. Святая гора Афон. 1926. Масло, холст. 610х810 см.
Альфонс Муха. Святая гора Афон. 1926. Масло, холст. 610х810 см.
Источник: Артхив https://artchive.ru/

Не найдя общего языка с руководителями чешского минкульта и городской галереи, Джон Муха подал иск, требуя признать, что не  построив галерею и не найдя иного постоянного поещения, город не выполнил условия дарственного соглашения, а потмоу не может считаться полноправным владельцем «Славянской эпопеи». В этой связи истец требует вернуть работы наследникам художника.

Турне должно начаться в Национальном центре искусств в Токио, где картины Мухи планируется экспонировать с 8 марта по 5 июня 2017 года, а далее «Славянскую эпопею» ждут в музеях китайских городов Нанкин, Гуаньчжоу и Чанша. Однако первое судебное заседание по иску Джона Мухи должно состояться 18 января, и результатом рассмотрения иска может стать запрет на вывоз картин за рубеж.

По материалам сайта Народных галерей Праги, artnet, The Art Newspaper, Артхив.

Читайте также интервью Джона Мухи.

 

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *