Самый знаменитый горнолыжный курорт принимает Чемпионат мира
Швейцарский Санкт-Мориц называют сердцем горнолыжной Европы. Это один из старейших курортов, на который начали зазывать богатых европейцев покататься на лыжах с горных склонов по специально оборудованным трассам еще больше ста лет назад, а сразу после первой мировой войны сюда пришли серьезные инвестиции. Чуть позже горнолыжный спорт начнут развивать небольшие альпийские поселки и даже деревеньки, а сто лет назад было удивительно, для чего высоко в горах в небольшом городке строят столько отелей, да еще делают что-то на окрестных склонах, на которых и овец-то неудобно пасти.
Но казавшиеся рискованными инвестиции оправдали себя. Инвесторам, среди которых были французские и швейцарские банкиры, удалось добиться проведения в 1924 году специальной недели зимних видов спорта под эгидой Международного Олимпийского комитета. Эти соревнования, прошедшие во французском Шамони, имели такой успех, что были объявлены Первыми Зимними Олимпийскими Играми. И вот тут-то на сцену вышел Санкт-Мориц. Первая полноценная Зимняя Олимпиада (которая, как нетрудно догадаться, официально именуется Второй) была проведена именно здесь в 1928 году. И после этого каждую зиму на швейцарский курорт тянулись сильные мира сего, чтобы покататься на горных и обычных лыжах, поиграть в хоккей и спуститься по специально положенному в снегу желобу на санях или на бобе. Курорт быстро расцвел и стал первым городком, который полностью перешел на обслуживание туристов, занимающихся зимними видами спорта.
В годы Второй мировой войны этот бизнес по понятным причинам пришел в упадок, но зато сразу по ее окончании швейцарцы, сохранявшие нейтралитет и сумевшие уберечь инфраструктуру от боев и бомбежек, предложили немедленно возобновить проведение Зимних Олимпийских Игр. Соответствующее решение было принято даже раньше, чем решение об образовании ООН, и в 1948 году Пятая Зимняя Олимпиада снова прошла именно с Санкт-Морице.
Послевоенное развитие горнолыжных курортов должно было отодвинуть Санкт-Мориц, где и трассы не такие крутые и протяженные, и расстояния от аэропортов достаточно большие, на периферию отрасли. Но этого не произошло. Курорт как бы намеренно законсервировал все то лучшее, что было в горных лыжах и других зимних видах спорта в середине ХХ века. К примеру, здесь каждую зиму проводится этап Кубка мира по бобслею и скелетону. Но в отличие от высокотехнологичных трасс, построенных во всех остальных местах подобных соревнований и представляющих собой огромные короба со встроенными холодильными установками, в Санкт-Морице трассу ежегодно прорубают прямо в снегу, вручную подмораживая ледяное покрытие. Да, скорости здесь ниже, нет обязательной для других трасс двухуровневой петли, но именно здесь сохраняется шарм истории бобслея. Именно Сакнт-Мориц считается родиной бобслея. И именно по такой трассе уходил от погони Джеймс Бонд. Поэтому лучшие бобслеисты мира считают особенно престижной победу на «натурбане» в Санкт-Морице.
Что же до горнолыжных трасс, которые здесь в образцовом состоянии, то они относятся в большинстве своем к красным и синим. Проще говоря, здесь не достаточно внимания уделяют начинающим, но и настоящим мастерам может быть скучновато. Зато желающие неспешно спуститься по склону, любуясь видами и избегая лишних рисков, найдут здесь именно то, что им надо.
Добавьте к этому такие культивируемые в Санкт-Морице традиционные виды зимнего спорта, как конное поло на снегу и гольф на льду озера, и вы поймете, что этот исторический курорт четко ориентирован на богатую респектабельную публику. Причем, сделав такой вывод, вы будете совершенно правы.
В Санкт-Морице при численности населения чуть более 5 тысяч человек, работает более ста ресторанов, баров и кафе, причем больше половины – это заведения высокой кухни. Доля трехзвездочных отелей мала (не более 1/4 от общего числа), зато примерно половина обладают пятью звездами. Здесь больше трех десятков врачей (на считая медперсонала отелей), готовых оказать как помощь при травмах, так и постоянно наблюдать за состоянием здоровья приехавших туристов.
Идя навстречу капризам молодой состоятельной публики, за последнее десятилетие в окрестностях Санкт-Морица стали активно развивать фрирайд, то есть спуск на горных лыжах по склонам, по которым не проложены трассы. Но и для этого выделены специальные склоны, а также подготовлены группы инструкторов и спасателей, постоянно работающих на подобных территориях. Именно здесь появился и сам несколько противоречивый термин «подготовленные склоны для дикого катания», и именно здесь можно увидеть табличку «Склон для фрирайда закрыт по техническим причинам».
Поскольку Санкт-Мориц лежит на пересечении дорог из центра Швейцарии, севера Италии и юга Германии, то добраться сюда можно через Цюрих, Милан, Мюнхен, причем из Цюриха и Мюнхена машиной около 3 часов, из Мюнхена – около 4 часов. Но не забывайте, что курорт ориентирован на респектабельных туристов, и на вопрос, как удобнее добраться до Санкт-Морица, принято шутливо отвечать, что удобнее это сделать на собственном самолете. Кстати, неподалеку от курорта еще до Второй мировой войны построен небольшой аэропорт, который сегодня квалифицируется как аэропорт местного значения и постоянно принимает небольшие частные самолеты, выполняющие чартерные перелеты из выше названных городов и из Вены, привозя и увозя богатых туристов.
Однако не следует пугаться высоких цен. Из 1,5 млн человек, ежегодно посещающих Санкт-Мориц, большинство составляют все же постояльцы четырехзвзездочных и трехзвездочных отелей, и они приезжают либо автобусами, которые ходят со всех направлений, либо поездом из Цюриха, причем виды, открывающиеся по ходу трехчасового следования этого поезда, считаются одними из самых живописных в мире.
Разумеется, преимуществом Санкт-Морица перед небольшими горнолыжными курортам является большое количество магазинов и бутиков, которые здесь буквально на каждой улочке, причем удивительного формата: семейный магазинчик может держать франшизу элитного бренда, и скромно одетый пожилой человек пригласит вас зайти и поглазеть на товар; да, он понимает, что вы ничего не купите, но хотя бы посмотрите, как он летом переделал окно, и как красиво теперь освещены эти меха, особенно огненный леопард.
Кстати, здесь не обязательно кататься на лыжах. По статистике, менее половины туристов выходят на трассы. Что делают остальные? Ходят по «тропам здоровья», посещают спа и массаж (есть при каждом отеле), любуются видами, фотографируются на фоне знаменитой падающей башни, построенной еще в XII веке и имеющей наклон 5,5 градусов – больше, чем у Пизанской, о чем вам обязательно сообщит любой проходящий мимо местный житель. А по вечерам встречаются на террасах отелей и ресторанов, которые превращаются в роскошные кондитерские, ведь вечерний чай со сладостями – местная традиция.
Что же касается Чемпионата мира по горнолыжному спорту, то в 2017 году он пройдет в Санкт-Морице уже в четвертый раз, и по истории этих соревнований можно отслеживать развитие самого вида спорта и этапы реконструкции главных трасс курорта. Впервые первенство мира прошло здесь в 1934 году, затем ровно через 40 лет в 1974-м, когда трассы стали более скоростными, затем – в 2003-м, и к этому времени главные спуски Санкт-Морица, сохранив свой ретро-шарм, были приведены в соответствие с уже современными по сути своей требованиями. Ну а нынешний чемпионат обещает подарить борьбу лучших горнолыжников мира за медали на спусках, которые по-прежнему считаются культовыми, и имеют на то полное право.
Не случайно официальный слоган Санкт-Морица – «Top of the World», вершина мира. Скажете, просто именно этот курорт успел первым забронировать за собой такой громкий титул? Да, он действительно во многом был первым. Именно здесь творилась история горных лыж и бобслея, и есть все резоны хотя бы раз прикоснуться к этой истории.
Кстати, символом Чемпионата мира по горнолыжному спорту является альпийский горный козел (ибекс) по имени Мориц. Этот забавный талисман, довольно странный для нас, в Санкт-Морице можно увидеть везде: на гербах и логотипах, в магазинах игрушек и шоколада, более того, ибекс красуется на гербе и флаге кантона (административной единицы) Граубюнден, в котором расположен Санкт-Мориц и другие известные горнолыжные курорты. Для швейцарцев, впрочем, как и для большинства других жителей Альп, горный козел является символом отваги, смелости и настойчивости в достижении своих целей.
Ибекс обитает в Альпах и может подниматься до 3500 м над уровнем моря. При этом ибексы считаются виртуозными скалолазами.
В древности и в Средние века все употребимые атрибуты горного козла использовалось в медицине против всевозможных болезней. Это почти привело к вымиранию популяции в Европе. В начале XIX века численность ибексов во всём альпийском регионе едва превышала 100 особей. И лишь благодаря королю Пьемонта и Сардинии Виктору Эммануилу II, который в 1854 году взял ибексов под личную защиту, сегодня их популяция достаточно многочисленна, чтобы не считаться состоящей под угрозой. С 1977 года разрешён даже контролированный отстрел козерогов. В целом, численность ибексов в Альпах сегодня составляет от 30 до 40 тысяч животных.